1 миллион рублей за 15 минут: как школьница из Горно-Алтайска отдала миллион мошенникам

1 миллион рублей за 15 минут: как школьница из Горно-Алтайска отдала миллион мошенникам

10.08.2025

Знаешь что? Вот читаешь такие новости и думаешь: ну как же так? Как можно потерять целый миллион рублей, да еще и будучи школьницей? Кажется, будто это что-то из серии фантастики, но, к сожалению, реальность бывает куда страшнее. История из Горно-Алтайска – это просто крик души, и нам всем стоит прислушаться.

Что случилось в Горно-Алтайске?

Представь себе: тебе звонят, говорят, что ты такая молодец, и нужно подключить новый электронный дневник. Все бы ничего, но звонят якобы от имени завуча школы. Тут-то все и начинается. Девочке, ей всего 15 лет, попросили назвать код, который пришел на телефон. Ну, знаешь, как бывает, когда подтверждаешь какую-нибудь мелочь. Она и назвала. И тут понеслось...

Сначала на связь вышли, якобы, сотрудники Центробанка. Потом – представители «Госуслуг». А потом и вообще Следственный комитет подтянулся! Представляешь, какой страх накатывает, когда тебе говорят, что на родителей оформляют кредиты, и вот-вот заведут уголовное дело? А если учесть, что родители дома хранили наличку, то мошенники еще и добавили: мол, при обыске все заберут! Чтобы этого не случилось, надо было деньги «сохранить», переведя их на «безопасный счет».

Первый транш – 410 тысяч рублей, и все через банкомат. А потом, как вишенка на торте, – звонок отцу, чтобы тот помог взять кредиты еще на 670 тысяч. Типа, для «сохранности» средств. Ну и все, связь оборвалась. Вот тебе и «безопасный счет».

Как это могло коснуться тебя и твоих близких?

Слушай, это ведь не только про Горно-Алтайск. Такая схема может произойти где угодно и с кем угодно. Вот основные моменты, которые стоит держать в голове:

  • Неизвестные звонки – это всегда риск. Особенно если представляются кем-то важным – из банка, полиции, госорганов. Реальные сотрудники так не действуют.
  • Никогда не сообщай коды из СМС. Это как отдать ключи от своей квартиры незнакомцу. Любой код, который тебе приходит, – это подтверждение какого-то действия, и если ты его не инициировал, то ничего подтверждать не нужно.
  • «Безопасные счета» – это миф. Банки не используют таких терминов. Если тебе предлагают перевести деньги куда-то «на сохранение» – это 100% мошенники.
  • Кредиты оформляются лично. Никто не может попросить тебя оформить кредит по телефону, тем более незнакомые люди.

Что делать, чтобы не попасться на удочку мошенников?

Ладно, давай по делу. Что делать, чтобы уберечь себя и своих родных?

Если тебе звонят якобы из банка или госорганов:

  1. Положи трубку. Самый простой и надежный способ.
  2. Перезвони сам. Найди официальный номер банка или госоргана (он есть на карте, на их сайте, в приложении) и позвони туда. Уточни, действительно ли тебе звонили и есть ли какая-то проблема.
  3. Никому не диктуй коды. Еще раз – НИКОМУ.
  4. Не переводи деньги «на безопасные счета». Это только твой личный счет в твоем банке.

Если звонят, представляясь кем-то из школы (завуч, директор):

  1. Свяжись со школой напрямую. Позвони в секретарь, узнай, действительно ли был такой звонок или просьба.
  2. Не торопись. Мошенники всегда давят на эмоции и спешку. Возьми паузу, подумай.

Что делать, если что-то уже случилось:

  1. Сразу же обратись в полицию. Чем быстрее, тем лучше.
  2. Сообщи в свой банк. Возможно, удастся заблокировать переводы.

Было похожее раньше?

Ох, сколько раз мы слышали подобные истории! Каждый раз мошенники придумывают новые предлоги, но суть одна: вызвать страх, заставить человека действовать необдуманно и перевести деньги. То говорят, что на вас оформляют кредит, то что у вас пытаются украсть деньги с карты, то что нужно помочь поймать преступника, переведя деньги на «специальный счет». Вариаций много, но методы всегда одни – обман, запугивание и скорость.

Как это было в других странах?

Подобные схемы мошенничества, к сожалению, не имеют границ. В США, Европе, Азии – везде есть свои «специалисты» по телефонному гипнозу. Например, в Великобритании были случаи, когда мошенники звонили под видом представителей полиции и требовали оплатить штрафы в виде подарочных карт. Или в Австралии, где аферисты выдавали себя за сотрудников налоговой службы и угрожали арестом, если немедленно не перевести деньги. Суть одна – использование доверия и страха людей.

Для школьников и молодежи часто используют более «технологичные» схемы, как в случае с электронным дневником. Там, где им кажется, что они разбираются, где это кажется чем-то обыденным. В итоге, страх перед «уголовным делом» или «потерей денег родителей» оказывается сильнее здравого смысла.

Поэтому помни: никакие «безопасные» счета не существуют. Деньги, переведенные на них, уходят прямиком к мошенникам. Если сомневаешься – звони сам в банк по номеру с карты. Это единственно верный путь.

Об авторе

Полина Мясникова

Полина Мясникова

Должность: Индивидуальный предприниматель, специалист по банковскому сектору и инвестициям

Новости

Пользуются спросом