Альфа-Банк попал под раздачу ФАС: штраф за рекламу, которая обещала больше, чем давала

24.10.2025

Знаешь, как бывает? Обещают золотые горы, а на деле – лишь пара монет. Вот и Альфа-Банк, похоже, решил поиграть в такую игру с клиентами, но ФАС этого не оценил. Федеральная антимонопольная служба нашла, что их реклама была, мягко говоря, не совсем честной.

Суть претензии проста: банк обещал бесплатную дебетовую карту и 5000 бонусов в подарок. Звучит заманчиво, правда? Прямо хочется бросить все и бежать оформлять. Но, как оказалось, есть нюансы, о которых в рекламе умолчали. И это, мягко говоря, подбешивает.

Что случилось на самом деле?

Окей, давай разберемся, в чем тут подвох. ФАС выяснила, что для получения этих самых 5000 бонусов нужно было выполнить несколько условий, которые в яркой рекламе не упомянули. Во-первых, требовалось совершить покупки на сумму не менее 500 рублей. Это еще ладно, многие тратят больше за раз. Но вот второе условие – оно уже интереснее. Эти бонусы предназначались только для тех, у кого еще не было дебетовой карты Альфа-Банка на момент старта акции. То есть, если ты уже клиент банка, то можешь просто забыть про эти «подарочные» бонусы. Это как предложить скидку на первый товар, но не сказать, что она только для новичков.

И вот тут возникает вопрос: а справедливо ли это? Ведь человек, увидев рекламу, мог и не обратить внимания на мелкий шрифт (или его полное отсутствие), ожидая получить что-то ценное. А по факту – облом. ФАС считает, что такая реклама вводит потребителей в заблуждение, и поэтому не только признала ее ненадлежащей, но и выписала банку предписание прекратить это нарушение. Ну и, конечно, не обошлось без штрафа. Сколько именно – пока не уточняется, но факт остается фактом: за недосказанность пришлось заплатить.

Как это касается тебя?

Этот случай – отличный пример того, как важно читать все условия, прежде чем принимать решение. Банки, как и другие компании, часто стараются преподнести свой продукт в самом выгодном свете. Но иногда за красивой оберткой скрываются детали, которые могут сильно повлиять на твою выгоду.

Последствия для разных групп людей:

Группа людейВозможные последствия
Новые клиенты банкаМогут почувствовать себя обманутыми, если не прочитают условия до конца и не получат обещанные бонусы. Изначальная радость от «бесплатного сыра» может смениться разочарованием.
Существующие клиенты банкаС одной стороны, они не получат этих бонусов, но с другой – они уже знают, что банк может вести себя подобным образом. Для них это скорее подтверждение того, что нужно быть внимательнее.
Конкуренты Альфа-БанкаМогут использовать эту ситуацию в своей рекламе, подчеркивая свою прозрачность и честность по отношению к клиентам. «Мы – другая история!» – вот их возможный лозунг.
Регулятор (ФАС)Подтверждает свою роль защитника прав потребителей, показывая, что недобросовестная реклама не останется без внимания и повлечет за собой ответственность.

Что делать, чтобы не попасть впросак?

Если ты увидел заманчивое предложение, но есть сомнения:

  • Не торопись. Дай себе время изучить все детали.
  • Ищи «звездочки» и мелкий шрифт. Часто именно там скрываются важные условия.
  • Задавай вопросы. Если что-то непонятно, лучше спросить у консультанта в банке или по телефону горячей линии.
  • Сравнивай. Посмотри, что предлагают другие банки по аналогичным продуктам. Возможно, есть предложения без скрытых условий.
  • Ищи отзывы. Другие клиенты уже могли столкнуться с подобными ситуациями и поделиться своим опытом.

Когда банк уже так «прокалывался»?

Знаешь, подобные ситуации с банками и недобросовестной рекламой, к сожалению, не редкость. Вот, например, вспомним прошлый год. Многие банки активно продвигали свои кредитные карты с «беспроцентным периодом», который на деле оказывался весьма ограниченным по времени или имел кучу оговорок. Клиенты, поверив в «бесконечный» льготный период, часто попадали на проценты, потому что просто не успевали погасить всю сумму в указанные сроки. Были и случаи, когда банки рекламировали вклады с очень высокой ставкой, но забывали упомянуть, что такая ставка действует только при выполнении ряда сложных условий или на очень короткий срок.

Я лично знаю случай, когда девушка оформила кредитку, видя рекламу «до 100 дней без %». Потратила часть лимита, думая, что успеет все вернуть. А оказалось, что эти 100 дней действуют только на первую транзакцию, а все последующие покупки уже шли с обычным процентом. В итоге получила огромный счет и была очень расстроена. Это, конечно, неприятно, когда обещания расходятся с реальностью.

А как у них там, за бугром?

Подобные истории случаются не только у нас. В Европе, например, уже давно действуют строгие правила относительно рекламы финансовых услуг. Так, в Великобритании Управление по стандартам рекламы (ASA) очень строго следит за тем, чтобы любая реклама финансовых продуктов была честной, правдивой и не вводила в заблуждение. Если банк или другая финансовая организация нарушает эти правила, им грозят серьезные санкции, вплоть до полного запрета на дальнейшее размещение рекламы.

Например, не так давно одна из крупных британских компаний рекламировала инвестиционные продукты, обещая «гарантированную доходность». ASA признала такую рекламу недопустимой, так как гарантировать доходность в инвестициях невозможно. Компании пришлось отозвать рекламу и заплатить штраф. А в США, например, закон Додда-Франка (Dodd-Frank Act) ужесточил правила рекламы финансовых услуг после кризиса 2008 года. Там тоже особое внимание уделяется прозрачности условий и недопущению введения потребителей в заблуждение. Так что, можно сказать, Альфа-Банк получил очередной урок, который, надеемся, усвоят и другие игроки рынка.

Об авторе

Марина Андриенко

Марина Андриенко

Должность: Редактор новостей, KrasnodarBanki.ru

Новости

Пользуются спросом