Забрали машину на эвакуаторе и повредили? Разбираемся, кто виноват и что делать

06.09.2025

Представь ситуацию: ты вернулся к машине, а её нет. На её месте — пустой асфальт и знак, что авто эвакуировали. Только хуже, если машину забрали, а потом ещё и покоцали. Это прям реально расстраивает, понимаю. Давай разберемся, что вообще делать, если эвакуатор не только забрал твое авто, но и оставил на нем новые «следы».

Почему вообще машину могут эвакуировать?

Слушай, причин для эвакуации вагон и маленькая тележка. Самые частые:

  • Припарковался там, где нельзя — на тротуаре, газоне, пешеходном переходе, в зоне действия запрещающих знаков, на месте для инвалидов (если ты не инвалид, конечно).
  • Перекрыл выезд другим машинам, поставил авто во втором ряду или возле мусорки.
  • Сел за руль пьяным, или вообще забыл права дома, или их у тебя отобрали.

Иногда коммунальщики могут передвинуть машину, чтобы дорогу почистить, но это другое дело — штрафа и штрафстоянки не будет.

А каско или ОСАГО помогут?

Тут, увы, не всё так радужно. Ни ОСАГО, ни каско обычно не покрывают ущерб, который машина получила при эвакуации. Почему так? Да потому что сама эвакуация — это не ДТП, а еще и наказание за твои же нарушения правил. Так что, если машину поцарапали или помяли во время погрузки, то отвечать должна та самая контора, которая ее эвакуировала.

Даже если ты думаешь, что повреждения появились, пока машина стояла на штрафстоянке, большинство страховых все равно скажут, что это не их забота. По их правилам, это тоже не страховой случай. Исключение — если ты сможешь доказать, что повреждения произошли по вине хранения на стоянке, и для этого есть официальные документы от полиции.

Таблица последствий

Группа людейВозможные последствия
Владельцы дорогих автоВысокая стоимость ремонта, трудности с поиском оригинальных запчастей, возможная потеря товарного вида.
Водители, которым авто необходимо для работыПростой в работе, потеря заработка, необходимость аренды другого авто.
Люди с ограниченным бюджетомДополнительные расходы на ремонт, которые могут стать непосильными; необходимость обращаться в суд.
Те, кто часто паркуется с нарушениямиУвеличение расходов на штрафы и эвакуацию; риск накопления долгов.

Что делать, если машину повредили?

Шаг 1: Осмотр и акт приема-сдачи

Забирая машину со штрафстоянки, ты подписываешь акт приема-сдачи. НЕ ПОДПИСЫВАЙ его сразу! Внимательно осмотри машину. ВСЕ повреждения, даже мелкие царапины и вмятины, нужно зафиксировать в этом акте. Сфоткай все дефекты, лучше с разных ракурсов, чтобы потом было легче доказать, что это не ты их сделал.

Шаг 2: Обращение в страховую (если есть хоть какой-то шанс)

Если есть хоть малейшая надежда, что твое каско покрывает такие случаи, позвони в свою страховую. Возможно, придется вызывать сотрудника полиции, чтобы он зафиксировал повреждения.

Шаг 3: Разбираемся с эвакуаторщиками

Если страховая отказала или такого полиса у тебя нет, то претензии — к тем, кто эвакуировал машину. Нужно написать официальную претензию в компанию, которая занималась транспортировкой. Пригласи полицию, чтобы они зафиксировали все повреждения. В претензии укажи все детали: когда и как эвакуировали, что именно повреждено, приложи копии документов об оплате услуг и протокол задержания. Если они были застрахованы — выплатит их страховая. Если нет — придется биться с ними напрямую.

Шаг 4: Если пропали вещи

Если после эвакуации заметил, что из машины что-то пропало — сразу вызывай полицию. Это уже уголовное дело.

ВАЖНО! Не пытайся выдать старые царапины за новые. Организация, которая эвакуирует, всегда фиксирует состояние машины до погрузки. Так что проще сразу все честно зафиксировать.

Было такое раньше?

Вообще, такие ситуации — не редкость. Помнишь, как раньше боролись с неправильно припаркованными авто? Часто эвакуаторы работали «вслепую», и машины часто получали повреждения. Были случаи, когда эвакуировали авто с повреждениями, а потом водители пытались доказать, что это случилось во время эвакуации. Иногда получалось, но чаще — нет, так как доказать это было очень сложно без фиксации.

В других странах, например, в Европе, процедура эвакуации более отлажена. Там часто есть специальные службы, которые сначала пытаются найти владельца, прежде чем эвакуировать машину. А если эвакуация неизбежна, то процесс фиксируется на видео, и вся ответственность лежит на компании-перевозчике. Но и там бывают случаи, когда из-за человеческого фактора или спешки происходят повреждения.

Об авторе

Полина Мясникова

Полина Мясникова

Должность: Индивидуальный предприниматель, специалист по банковскому сектору и инвестициям

Новости

Пользуются спросом