Почему банк может заблокировать перевод между твоими счетами, даже если деньги твои

02.09.2025

Знаешь, какая ситуация может поставить тебя в тупик? Ты спокойно переводишь деньги с одного своего счета на другой, а тут – бац! – перевод заблокирован. И такое, оказывается, случается. Раньше мы думали, что это касается только переводов третьим лицам, но теперь банки стали пристальнее смотреть даже на твои собственные переводы. Это связано с изменениями в законодательстве, которые вступили в силу этим летом.

Раньше, если ты переводил деньги другому человеку, банк мог их заблокировать, если видел что-то подозрительное. Ну, знаешь, как будто ты не сам это делаешь, а кто-то заставляет. Теперь же правила ужесточились, и банки обязаны проверять абсолютно все переводы. Да-да, даже те, что идут между твоими счетами в одном или разных банках. Почему так? Все дело в борьбе с мошенничеством. Банки просто подстраховываются, чтобы случайно не пропустить перевод, который на самом деле совершили злоумышленники.

Представь: ты переводишь деньги со своего вклада, который закончился, на свой же счет в другом банке. Казалось бы, все просто и легально. Но банк может приостановить эту операцию, выдав сообщение вроде «распоряжение приостановлено». И такое уже случилось с людьми. Они пытались перевести деньги, даже подтверждали их в приложении, но операции все равно отклонялись. Поддержка объясняет это тем, что перевод имеет признаки «совершающийся без согласия отправителя». Ну, то есть, банк как бы подозревает, что это не ты сам переводишь, а кто-то тебя заставляет или использует твои данные.

Какие переводы могут показаться подозрительными

Есть несколько моментов, которые заставляют банк насторожиться:

  • Счет получателя в черном списке ЦБ: Центробанк ведет специальный реестр, куда попадают счета, замеченные в подозрительных операциях. Если твой счет там окажется (даже без твоего ведома, так бывает, когда мошенники используют твои данные), перевод могут заблокировать.
  • Данные из антифрод-систем банка: У каждого банка есть свои системы, которые отслеживают подозрительную активность. Если получатель платежа (даже если это ты сам) ранее фигурировал в сомнительных операциях, это тоже может вызвать вопросы.
  • Необычные операции: Если перевод сильно выбивается из твоей обычной активности – например, ты никогда не переводил такие суммы или в такое время, – банк тоже может насторожиться.
  • Использование устройств мошенников: Если перевод осуществляется с устройства, которое ранее использовалось злоумышленниками, это красный флаг.
  • Получатель – фигурант уголовного дела: Если счет получателя связан с уголовным делом, переводы тоже могут быть заблокированы.
  • Информация от других организаций: Иногда банки получают данные от операторов связи или других компаний, которые указывают на подозрительную активность.

Важно: Сами мошенники редко используют свои счета для вывода украденных денег, так их легче вычислить. Они чаще всего переводят средства на счета ничего не подозревающих людей, иногда даже открывая на них счета удаленно. Поэтому, если твой счет вдруг окажется в базе, это может быть не твоя вина.

А что, если деньги уже заблокированы?

Не переживай, сами деньги со счета никуда не денутся. Заблокировали только конкретный перевод. Ты по-прежнему можешь пользоваться остальными деньгами на счете: оплачивать покупки или снимать наличные. Просто этот конкретный перевод пока не пройдет.

Как не попасть в такую ситуацию?

Вот несколько советов, как минимизировать риски:

  1. Проверь свои счета: Зайди в «Личный кабинет налогоплательщика» и посмотри, нет ли там счетов, которые ты не открывал. Если есть, срочно пиши заявление в банк на их закрытие.
  2. Обжалуй, если ты в списках: Если вдруг узнаешь, что твой счет или данные попали в реестр ЦБ или банковские черные списки, немедленно подавай заявление на обжалование. Это можно сделать в любом банке или напрямую в Центробанк.
  3. Действуй по привычке: Старайся не делать переводов, которые сильно выбиваются из твоей обычной активности. Если нужно перевести крупную сумму, лучше сделать это в отделении банка – так меньше подозрений.
  4. Будь на связи с банком: Если банк заблокировал перевод, он должен как можно скорее связаться с тобой и уточнить, действительно ли это ты совершал операцию. Если банк молчит, сам позвони им или напиши в чат приложения, чтобы прояснить ситуацию.
  5. Расскажи о проблеме: Если банк не снимает блокировку и ведет себя неадекватно, обязательно напиши об этом в отзывах. Это поможет другим людям и, возможно, ускорит решение твоей проблемы.

А как было раньше?

Раньше банки тоже отслеживали подозрительные операции, но это касалось в основном переводов другим людям. Если ты переводил деньги самому себе, таких проблем обычно не возникало. Но с новыми требованиями законодательства, в том числе по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, все стало гораздо строже. Банки теперь обязаны проверять каждый платеж на соответствие определенным признакам, разработанным Центробанком. Если хотя бы один признак совпал, перевод могут приостановить до выяснения обстоятельств. Если ты подтвердишь, что перевод действительно твой, его разблокируют. Но если выяснится, что в переводе все-таки были мошенники, а банк пропустил такой платеж, то ответственность за возврат денег ляжет на банк.

Кстати, если твой перевод все-таки заблокировали, а ты уверен, что все законно, банк должен с тобой связаться. Но, судя по отзывам, банки не всегда оперативно это делают. Так что, если что, не жди, а сам звони в свой банк.

Об авторе

Полина Мясникова

Полина Мясникова

Должность: Индивидуальный предприниматель, специалист по банковскому сектору и инвестициям

Новости

Пользуются спросом