Хватит давать мошенникам деньги? В России хотят ввести лимиты на переводы для пенсионеров

15.10.2025

Знаешь, что самое обидное? Когда твои кровные сбережения, которые ты копил всю жизнь, могут улететь в неизвестном направлении из-за какого-нибудь телефонного афериста. И ведь такое, к сожалению, случается. Особенно часто от этого страдают наши родители и бабушки с дедушками – те, кто доверяет людям больше, чем следовало бы.

Так вот, чтобы хоть как-то защитить наших самых уязвимых, один из депутатов питерского Заксобрания, Павел Крупник, предложил ввести своего рода «антимошеннический фильтр» для пенсионеров. Идея такая: ограничить сумму, которую можно перевести за сутки, до 30 тысяч рублей. Если вдруг понадобится перевести больше – придется лично идти в банк или хотя бы позвонить туда. Мол, убедимся, что это действительно ты, а не какой-нибудь хитрец на проводе.

Еще одна классная идея – «самозапрет». Это когда ты сам можешь поставить галочку: «Все, сегодня переводов больше никаких не будет, ни за что!» Или, например, «с этой конкретной карты – только по звонку». Слушай, а ведь это реально может помочь.

Как это может коснуться нас с тобой?

Ладно, давай честно, кого это реально затронет? Если эту инициативу поддержат, то под ограничения попадут мужчины старше 65 и женщины старше 60 лет. Это же огромная часть наших близких – наши родители, бабушки, дедушки. Конечно, кто-то из них может сказать: «Да я не лох, меня не проведешь!». И я их понимаю. Но ведь мошенники становятся всё изощреннее, придумывают новые схемы. Помнишь, как раньше звонили якобы из службы безопасности банка? А теперь они могут представиться кем угодно, надавить на жалость или наоборот – на страх.

Возможные позитивные последствия:

  • Меньше украденных денег. Это самое главное. Если хотя бы одного пенсионера уберегут от потери сбережений – уже хорошо.
  • Психологическое спокойствие. Возможно, старикам станет спокойнее, зная, что есть такой «страховочный» механизм.
  • Стимул для банков. Банкам придется лучше работать над безопасностью своих клиентов, а не просто отмахиваться.

Возможные негативные последствия:

  • Неудобства для активных пенсионеров. А ведь многие из них работают, помогают детям, внукам, сами активно пользуются финансовыми услугами. Им придется каждый раз объяснять банку, почему им нужны их же деньги. Бесит, понимаю.
  • Бюрократия. Дополнительные звонки и визиты – это лишнее время и нервы, особенно если человек живет далеко от отделения.
  • Риск «перегибов на местах». А вдруг сотрудники банка будут слишком строго трактовать правила, и отказывать в переводе даже в действительно нужных ситуациях?

Что делать, чтобы себя обезопасить (или обезопасить близких)?

Если ты сам пенсионер или у тебя есть такие близкие, вот что я бы посоветовала:

  • Обсудите это прямо сейчас. Не ждите, пока что-то случится. Поговорите с родителями, бабушками, дедушками. Объясните им, что есть такие мошенники, и что им не стоит верить звонкам от неизвестных.
  • Установите «кодовое слово». Договоритесь о секретном слове или фразе, которую будете использовать, если вам нужно будет срочно перевести крупную сумму. Только вы вдвоем должны его знать.
  • Не сообщайте никому коды из СМС. Никогда. Это золотое правило, которое, к сожалению, до сих пор многие нарушают.
  • Если сомневаетесь – не делайте. Лучше лишний раз перезвонить в банк по официальному номеру (не тому, который продиктовали!) или спросить у нас на сайте.

А вот еще момент. Пока такие ограничения не введены, но уже думают о них, хочу напомнить про кредитные карты. Знаю, многие пенсионеры ими не пользуются, но вдруг? Есть карты, где беспроцентный период распространяется и на переводы. Например, у ВТБ «Карта возможностей» дает до 200 дней без процентов, у Альфа-Банка – 60 дней. У Т-Банка – 55 дней. Это не про мошенничество, а про то, как можно пользоваться деньгами банка бесплатно, если умеешь. Но тут главное — потом вернуть вовремя, иначе проценты начислят.

Было такое раньше?

Подобные идеи возникали и раньше, хотя и не так системно. Помнишь, как несколько лет назад банки начали активнее внедрять двухфакторную аутентификацию для переводов? То есть, кроме пароля, нужно было еще ввести код из СМС. Это тоже было сделано для защиты от мошенников. И что? Уменьшилось количество успешных афер? Да, стало сложнее, но полностью они не исчезли. Мошенники просто нашли другие лазейки. Так что, хоть какие-то ограничения и могут помочь, но это не панацея. Нужно всегда быть начеку.

Кстати, в других странах тоже пытались бороться с мошенничеством. Например, в Великобритании ввели систему защиты от мошенничества Action Fraud. Люди могут сообщать о подозрительных транзакциях, и им пытаются помочь. Но это больше про расследования, а не про превентивные меры.

Знаешь, я сама иногда боюсь, что могу что-то не так сделать в приложении банка. Поэтому всегда перепроверяю, куда и сколько перевожу. Лучше потратить лишнюю минуту, чем потом жалеть.

Об авторе

Марина Андриенко

Марина Андриенко

Должность: Редактор новостей, KrasnodarBanki.ru

Новости

Пользуются спросом